История кафедры научной и прикладной фотографии

исторические факты кафедры фотографии

Фундамент фотоискусства Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ) в 1918 году заложил русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, назначенный профессором института.

С.М. Прокудин-Горский является родоночальником цветной фотографии в России, участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ) и, покидая Россию в 1918 году, подарил институту свою уникальную передвижную лабораторию на колесах, пожалованную ему Государем в 1909 году для грандиозного проекта «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Целью проекта было запечатлеть в цветных фотографиях Россию начала XX века, её культуру, историю и модернизацию. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, на котором он объехал с фотоэкспедициями в 1909-1916 всю Россию – от Дальнего Востока до южных регионов и сделал сотни цветных снимков, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов, разнообразные бытовые сцены и известных людей. Технология цветных диапозитивов Прокудина-Горского отличалась методом трёхцветной фотографии.

Во время гражданской войны часть его уникальной коллекции была вывезена из России и сейчас находится в Библиотеке Конгресса США, а сама лаборатория утрачена.

В разные годы кафедру возглавляли такие известные в области фотографии и кинематографии специалисты, как: д.х.н., профессор Ю.Н. Гороховский, к.т.н., доцент К.А. Августинович, д.т.н., профессор, изобретатель СССР А.В. Редько, которые внесли значительный вклад в ее становление и развитие.

Кафедра научной и прикладной фотографии – одна из старейших в университете и единственная в своем роде на Северо-Западе России. Кафедра является продолжательницей исконных специальностей первых факультетов вуза, основанных еще в 1918 году — «научно-фотографического» и «художественно-фотографического».

Подготовка инженеров для предприятий кинематографии, фотографии по специальности «Технология обработки кинофотоматериалов и магнитных носителей» опирается на 65-летний опыт обучения будущих специалистов. С 2010 года кафедра готовит дефицитных и востребованных в настоящее время специалистов: художественных руководителей кино-, фото- и видеостудий по специальности «Народное художественное творчество», «Народная художественная культура», бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология».

Кафедра является как выпускающей, так и общеуниверситетской, преподавая фотомастерство студентам различных специальностей.

Обучение осуществляется по следующим основным курсам: «Основы фотографии», «Теория фотографических процессов», «Химико-фотографическая обработка светочувствительных материалов», «Технология обработки кинофотоматериалов», «Основы современного фильмопроизводства», «История мирового фотоискусства», «Съемочное мастерство», «Основы фотокомпозиции», «Психология цвета», «История операторского мастерства», «Цифровая обработка фотоизображений» и т.д.

В настоящее время, кроме занятий в аудиториях, студенты обучаются в трех больших специально оборудованных павильонах, где учатся работать со светом, съемочными декорациями, в лабораториях для работы с пленкой. В отдельном павильоне проводятся занятия по фотораскадровке литературного произведения, что важно как при подготовке фотографов, так и операторов. Кафедра имеет уникальное оборудование по форматной съемке и печати.

Обучение строится по принципу творческих мастерских: у каждой группы свой мастер-куратор. В настоящее время кураторами групп являются П.А. Плешанов, С.П Гнатюк, А.Б.Смирнов, С.С. Матушкевич. В 2012 году П.А. Плешанов стал лауреатом городского конкурса кураторов.

Для студентов на регулярной основе проводятся творческие встречи с мэтрами в области фотографии и кино: английскими фотографами Хизер Морс и Кэрол Куд на тему «Фотосъемка животных», кинооператором М. Левитиным на тему: «Портретная съемка» французским режиссером Николаем Головихиным .

С техническим новинками студенты знакомятся на встречах с представителями компаний – мировых лидеров по производству фото оборудования и осветительных приборов (Pentax, Canon, Dedolight). Для освоения техники натурной съемки много занятий проходит на пленере, проводятся выездные фотосессии в разные города и регионы.

В содружестве с кафедрой экологии проводятся совместные выезды на натуру в заповедные места Карелии и Северо-Запада.

Таким образом, учитываются творческие и научные интересы студентов двух кафедр: одновременно проводится изучение и фотосъемка источников и водоемов, редких растений и птиц в разные времена года.

Педагогическое ноу-хау кафедры – подключение студентов к работе на вступительных экзаменах.

Студенты имеют возможность принять участие в предварительном просмотре и обсуждении двух-трех сотен работ абитуриентов. Таким образом, с одной стороны достигается прозрачность проведения творческого конкурса, а с другой — студенты получают необходимый практический опыт.

С особым вниманием кафедра научной и прикладной фотографии подходит к выбору базовых предприятий для производственной и преддипломной практики. Студенты практикуются исключительно на ведущих предприятиях отрасли.

Одно из базовых предприятий по прохождению практики — Госфильмофонд – единственный киноархив в мире, который имеет оборудование для перевода изображения с пленки на цифру и обратно на кинопленку и включенный в книгу рекордовГиннесса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

В ходе практики студенты учатся работе на уникальном оборудовании по восстановлению старых копий – их цветоустановке, реставрации и оцифровке.

Также, студенты практикуются в одной из крупнейших библиотек мира — Библиотеке Российской Академии Наук, в фотоархиве которой они изучают старинные фототехники: дагеротипию, асфальтовую, солевую техники фотографии.

Среди базовых предприятий — городской копировальный центр «Восстания-1», компания «Фото-Люкс», Ленинградская кинофабрика, где студенты учатся делать цифровые монтажи, цифровые реставрации с сохранением аутентичности, фото-книги, практикуются в фотосъемке различных мероприятий, в том числе массовых.

Кафедра имеет установившиеся связи со странами ближнего и дальнего зарубежья – Белоруссией, Венгрией, Эстонией.

Наиболее тесно кафедра сотрудничает с арт-колледжем города Тарту (Эстония) в области академической мобильности студентов. Так, эстонские студенты проходят годичное обучение в Санкт-Петербургском Университете кино и телевидения, а наши студенты в течение семестра учатся в арт-колледже города Тарту.

Научная деятельность сотрудников кафедры проводится в рамках темы «Исследование качества изображения в гибридных фотографических системах». Преподаватели регулярно участвуют в международных научных форумах и конференциях, организуют семинары и круглые столы.

Аспирантурой кафедры научной и прикладной фотографии руководит эксперт в области экономики, доктор физико-математических наук, профессор Руслан Петрович Филимонов.

Кафедра ведет постоянную работу по подготовке учебных пособий, учебников, практикумов для студентов.

Книга А.В. Редько и Е.В. Константиновой «Фотографические процессы регистрации информации» была признана лучшей книгой 2005 года за высокий научный уровень современного учебного пособия, имеет почетную грамоту Ассоциации книгоиздателей России и рекомендована УМО по образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов.

За последние пять лет сотрудники кафедры опубликовали более сорока учебных пособий, монографий и научных трудов, из которых можно выделить пособия «Проблема тоновоспроизведения в современной фотографии» , «Цифровая обработка фотоизображений» и монографию Е.В. Константиновой «Цифровая фотография» (2011).

Профессорско-преподавательский состав кафедры входят в жюри фотоконкурсов и фестивалей разного уровня, выступает качестве экспертов в СМИ, проводит экспертизу на судебных процессах по качеству фотографий.

Ежегодно кафедра проводит десятки творческих проектов, среди которых организация фестивалей, фотовыставок, фотомарафонов. Работами студентов были оформлены фойе петербургских кинотеатров «Чайка» и «Пик».

Преподаватели кафедры научной и прикладной фотографии приняли активное участие в реставрации уникального фотоальбома 1903 года для Музея артиллерии, выпущенного к юбилею Полтавских полков. В результате реставрации, на фотографиях вековой давности с изображением полка численностью 800 человек, все лица различимы.

Наряду с направлением «народная художественная культура» на кафедре стала активно развиваться социальная работа. На протяжении 2011-2013 годов студенты, обучающиеся по этому направлению, приняли участие в качестве волонтеров в целом ряде социально – значимых и благотворительных проектов, обеспечивая фотофиксацию мероприятий и подготовку фотоотчетов.

Среди недавних проектов – благотворительный концерт в рамках программы «Анна Нетребко — детям», городской фестиваль «Ночь музыки в Санкт-Петербурге», фестиваль жестового пения «Поющие руки» для слабослышащих детей.

В рамках программы «Сотворение», ориентированной на социальную адаптацию инвалидов, занимающихся творческой деятельностью, преподаватели проводили мастер-классы, а студенты – фотосъемку и подготовку материалов для альбома-сборника творческих работ участников программы. В рамках городской программы для пенсионеров, преподаватели кафедры провели курсы по обработке фотографий в программе Photoshop для пожилых людей.

На базе кафедры более двенадцати лет работает студенческий фотоклуб «Профиль».

Студенты ведут фото-летопись Университета, освещая значимые события, занимаются организацией студенческих выездов, выставок, мастер-классов.

Студенты кафедры научной и прикладной фотографии являются лауреатами международных конкурсов по фотографии: в их арсенале — победы на престижной Международной Московской Неделе фотографии. В ближайших планах – продолжение участия в международных конкурсах, организация выставки работ в Тарту (Эстония).

Кафедра готовит специалистов широкого профиля, а современная практика дает разнообразные возможности для трудоустройства выпускников, которых можно встретить в киностудиях, фотосалонах, средствах массовой информации и на других профильных предприятиях.

Сохраняя лучшие традиции, кафедра научной и прикладной фотографии развивает новые направления, ведь технологии идут вперед. Получают все большее распространение лазеры, изображения на воде, на воздушных носителях. По инициативе профессора Кузнецова Ю. В. в 2014 году кафедра открывает новое направление подготовки «Инноватика» и специальность «инновационные технологии визуального отображения информации». Выпускники, обладая компетенциями на стыке искусства, науки и бизнеса, будут находить более широкое применение инновационным технологиям в реальной жизни.

Кафедра была создана в 1945 году, в 2001 году переименована в кафедру научной и прикладной фотографии. С 1945 по 1970 год кафедру возглавлял лауреат Государственной премии СССР, д.х.н., профессор Ю.Н. Гороховский, с 1970 по 1980 год – к.т.н., доцент К.А. Августинович, с 1980 по 2010 год – заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, академик Международной академии наук высшей школы, изобретатель СССР А.В. Редько, с 2010 и по настоящее время – к.т.н., доцент Е.В. Константинова.

На кафедре преподавали такие известные в области фотографии и кинематографии специалисты как: лауреат Государственной премии СССР, д.х.н., проф. Ю.Н. Гороховский, д.т.н., проф.  И.Б. Блюмберг, к.т.н., доцент К.А. Августинович, д.т.н., профессор А.В.Редько, к.т.н.. доцент Т.А. Новацкая, к.т.н., доцент Т.М. Левенберг, к.т.н., доцент Н.И. Филиппова, к.т.н., доцент Г.Г. Багаева, к.т.н., ассистент А.С. Шахназарова, ассистент Н.Б. Гутина, ст. преподаватель  Н.П. Адашев и др.

У записи История кафедры научной и прикладной фотографии просмотров: 1248